Страница 48 из 79
Обсуждая открытия психолога Айвена Блоха, Штекель обобщает их:
В своих попытках объяснить склонность к пиромании. Блох предполагает, что за ней лежат садистские побуждения и сексуально оттенённая тенденция к разрушению. Он указывает, что красный цвет играет огромную роль в сексуальной жизни. Мысль о тёмно-красном пламени пробуждает те же чувства, что и вид краснеющего тела при флагелляции или пролитии крови с садистскими намерениями.
Даже признавая, что сексуальные и насильственные побуждения могут быть важными факторами при рассмотрении пиромании, психолог Штекель подходит к проблеме собственно преступления с иных позиций, нежели полицейский или пожарный. Его отношение к поджигателям сильно отличается от мнений, бытовавших во времена, когда им отсекали руки или изгоняли из общины. Штекель так говорит о пироманьяке:
Является ли он преступником? Является ли его поджог преступлением, требующим наказания? Мой ответ в обоих случаях безусловно отрицательный. Все, кто прочёл моё исследование полностью, должны осознать, что за поджогом не стоит криминальный мотив. Желательно, чтобы в этих случаях проводилось тщательное медицинское расследование. В этом случае будет наглядно показано, что многие из этих преступлений являются лишь побочными эффектами неправильного воспитания или зловещего окружения.
Молодёжь, вовлечённая в норвежскую блэк-метал среду, безо всякого сомнения не испытывала недостатка в зловещем окружении. Не существует свидетельств, что Викернес и иже с ним испытывали какие-либо "сексуально возбуждающие" чувства, сжигая церкви или оскверняя могилы, но достаточно очевидно, что в их действиях присутствуют определённые садистские наклонности. Их первоначальная мотивация была без сомнения символична и они не высказывают никакого сожаления по поводу того, что они рассматривают свои действия как праведную месть христианству, восхваляющее и плодящее слабость. Ценность сожжённых в Норвегии церквей трудно определить. Потеря культурной и исторической значимости для членов общины (которые крестились, женились и хоронили своих близких здесь) не может быть восполнена. Даже поджигая церкви в своих городах, где последствий трудно не заметить, блэкушники не испытывали жалости. Самыми знаменитыми примерами недавних церковных поджогов являются Фантофт и Хольменколлен, хотя ни в той, ни в другой не было прихода. Они были подобны музейным экспонатам. Наоборот, церковь Хаукето возле Осло имела действующий приход. В ночь на 3- е октября 1992-го года пасторская церковь была сожжена дотла. Пер Андерс Норденген был пастором в приходах Хаукето и Принсдаль.
Пер Андерс Норденген
|